Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса. Доступная среда
О материально-техническом обеспечении образовательной деятельности, в том числе в отношении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Наличие оборудованных учебных кабинетов
В зданиях МБДОУ располагаются 12 групповых ячеек, включающих в себя игровые и спальные помещения, раздевалки, туалетные комнаты, изолированный музыкальный (физкультурный) залы, кабинет педагога-психолога (учителя-логопеда), медицинский блок, пищеблок, прачечный блок. Специальные помещения МБДОУ, оборудованные для определенных видов образовательной деятельности, позволяют педагогам всесторонне развивать детей, реализовывать поставленные задачи по воспитанию и обучению дошкольников. Музыкальный (физкультурный) зал, библиотека детской художественной, познавательной и энциклопедической литературы предназначены для развития музыкальных, физических и коммуникативных способностей; оснащенные различными современными дидактическими материалами кабинеты специалистов педагога-психолога и учителя-логопеда позволяют в полном объёме решать коррекционные задачи.
В ДОУ имеется видеотехника, компьютерная техника и ТСО: телевизор, компьютеры (6 шт.), музыкальный центр (2 шт.), сканер (4 шт.), фотоаппарат, магнитофоны (в каждой возрастной группе и у специалистов), позволяющие демонстрировать обучающее видео и дидактический материал дошкольникам. В образовательной работе с детьми педагоги ДОУ используют компьютерные технологии: игры, презентации, просмотр дисков. В ДОУ созданы условия для самостоятельного активного и целенаправленного действия детей во всех видах деятельности: игровой, двигательной, изобразительной, театрализованной, конструктивной, исследовательской и др. Групповые и дополнительные помещения оснащены современным специальным техническим, учебным и игровым оборудованием, разнообразными наглядными пособиями. Организация и расположение предметов развивающей среды осуществлены педагогами рационально, логично и удобно для детей, отвечают возрастным особенностям и потребностям детей. Расположение мебели, игрового и другого оборудования отвечает требованиям техники безопасности, санитарно-гигиеническим нормам, принципам функционального комфорта, не ограничивает двигательную активность детей. В целом обеспеченность учебными материалами, наглядными пособиями, игрушками и игровыми предметами в ДОУ составляет 80 процентов.
В ДОУ функционируют:
- Методический кабинет.
- Медицинский кабинет с необходимым оборудованием для профилактических мероприятий, имеется процедурный кабинет, кабинет медосмотра детей
- Музыкальный зал: имеются пианино, магнитофоны, музыкальный центр. А также детские музыкальные инструменты: бубны, металлофоны, барабаны, погремушки, инструменты, изготовленные руками специалистов, достаточное количество музыкально-дидактических игр и пособий, собрана фонотека.
- Физкультурный зал: имеются тренажеры, баскетбольные кольца, канат, дуги, скамейки, маты, мячи различных размеров, кегли.
Состояние развивающей предметно-пространственной среды в МДОУ соответствует санитарным нормам и правилам, проектируется на основе:
— реализуемой в детском саду образовательной программы;
— требований нормативных документов;
— материальных и архитектурно-пространственных условий;
— предпочтений, субкультуры и уровня развития детей;
— общих принципов построения
Все базисные компоненты развивающей предметно-пространственной среды включают оптимальные условия для полноценного физического, эстетического, познавательного и социального развития детей.
Модель развивающей среды: создание единой предметно - пространственной среды, обеспечивающей индивидуальную траекторию развития ребенка как показателя профессиональной компетентности воспитателя дошкольного образовательного учреждения.
Основные положения личностно-ориентированной модели отражаются в принципах построения развивающей среды:
● принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого заключается в создании оптимальных условий для игр, обучения и развития не только группы в целом, но и для каждого конкретного ребенка. Создание так называемого личностного пространства, то есть возможности заниматься тем, что нравится;
● принцип эстетической организации среды, сочетания привычных и неординарных элементов развивает вкус, побуждает ребенка к активной творческой деятельности;
● принцип достулности и единства продиктован особенностями развития ребенка дошкольного возраста
● принцип активности, творчества реализуется через возможность совместного участия взрослого и ребенка в создании окружающей среды (создание коллекции, персональные выставки, временные игровые зоны, использование опытно-экспериментальных центров, мастерских, многообразное использование стен и др.);
● принцип комплексирования и гибкого зонирования реализует возможность построения непересекающихся сфер активности и дает возможность каждому ребенку заниматься интересным ему видом деятельности, не мешая другим детям (игровые и тематические зоны, охватывающих все интересы ребенка, место отдыха, место уединения); принцип учета половых и возрастных различий реализует возможность для девочек и мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в нашем обществе нормами;
● принцип индивидуальности и неповторимости каждого структурного компонента единого пространства ДОУ;
● принцип безопасности. Педагоги соблюдают правила пожарной безопасности, нормы СанПиНа и инструкций по охране жизни и здоровья детей;
● принцип рациональности и целесообразности — это удобство, простор, функциональная значимость каждого компонента, эстетичность.
При формировании среды групп нет одного жесткого стандарта, а педагоги гибко проектируют конкретную среду, учитывая особенности образовательного учреждения и детей (темперамент, подвижность, наличие лидерства, познавательные интересы, показатели развития, социальных условий жизни). Все базисные компоненты развивающей предметной среды имеют оптимальные условия для полноценного физического, эстетического, познавательного и социального развития детей. К ним относятся: физкультурный и музыкальный залы. Для коррекционной работы имеется кабинет учителя-логопеда.
Характеристика:
Физкультурный зал:
Проведение организованных форм физического развития, физкультурные занятия разных форм - утренняя гимнастика - спортивные праздники и развлечения, досуги - организация самостоятельной двигательной деятельности детей.
Имеется весь необходимый инвентарь и оборудование для проведения организованной работы по физическому воспитанию, профилактической работе по сохранению и укреплению опорно – двигательного аппарата детей, нестандартный материал для обеспечения разнообразной, разновидовой деятельности
Музыкальный зал:
Проведение организованных форм музыкального воспитания и театральной деятельности детей - традиционные музыкальные занятия - комплексные и интегрированные занятия эстетического направления - праздники, развлечения, досуги
Музыкальный зал оснащен фортепиано, музыкальными центрами с системой звукоусиления, дидактическими пособиями и демонстрационным материалом.
Медицинский кабинет:
Осмотр детей, консультации старшей медицинской сестры, врача - педиатра - профилактическая, оздоровительная работа с детьми, консультативно - просветительская деятельность с родителями и сотрудниками ДОУ - учет и статистика результатов, планирование оздоровительно - профилактической деятельности.
Ведется медицинская документация. Папка медицинских инструкций – эстетично оформлена. Имеются все необходимые медикаменты, документация по диспансеризации сотрудников, тетрадь медико-педагогического контроля, наглядная информация для родителей.
Методический кабинет:
Повышение профессионального уровня педагогов, учебно - методическое обеспечение и планирование образовательного процесса; медиатека, фонотека, библиотека методической, периодической, детской художественной, научно - популярной литературы, методическое обеспечение пособиями, моделями, ; технологическое обеспечение педагогического процесса; обобщение и распространение лучшего педагогического опыта воспитателей и специалистов.
В кабинете имеются:
- отчетно – учетная документация (согласно номенклатуре дел)
- систематизированный учебно – методический материал для организации педагогического процесса в ДОУ
- книги – энциклопедии для детей
- тематические наборы картинок
- учебные и наглядные пособия
- склад картин
- коллекции
- макеты
- картотеки периодической педагогической литературы
- картотека материалов видеозала (слайды, диафильмы)
- наборы открыток, иллюстраций, фотографий
- коллекция грамзаписей (пластинки, аудиокассеты)
- регулярно сменяемые материалы результатов педагогического опыта воспитателей и специалистов
Кабинет учителя-логопеда:
-проводятся индивидуальны езанятия с детьми;
- имеются дидактические игры, поосбия, литература.
Коридоры ДОУ:
Информирование и просвещение родителей через тематические постоянные и временные стенды; осуществление организационной, культурной составляющей ДОУ в целом; связь и социумом; освещение организационно - практических вопросов правозащитной деятельности ДОУ, вопросов охраны труда и техники безопасности в ДОУ, вопросов безопасного поведения детей и взрослых в чрезвычайных ситуациях
Групповые участки, «зеленые зоны» территории ДОУ:
Осуществление прогулок, игровой деятельности, физического воспитания и самостоятельной двигательной активности детей на свежем воздухе; познавательная, исследовательско - поисковая деятельность в рамках экологического образования, социализации; элементарная трудовая деятельность детей, проектная деятельность
Все участки соответствуют необходимым санитарно – гигиеническим условиям, ухожены, в летний период имею эстетично оформленное озеленение
В групповых комнатах оборудованы тематические игровые пространства, оборудование для всестороннего развития детей: художественно – речевые, экологические центры, зоны для развития познавательных, интеллектуальных, театральных, музыкальных способностей детей, имеются технические средства, центры экспериментирования, эмоциональной разгрузки. Каждая из групп ДОУ полностью обеспечена игрушками, дидактическими и развивающими играми для детей соответствующего возраста, которые дополняются и заменяются по мере необходимости.
В детском саду созданы условия для ознакомления с природой: территория прекрасно озеленена, имеется экологическая тропа. Многообразие деревьев, кустарников, цветников, не только радуют глаз ухоженностью, но и позволяют формировать у детей ответственное, бережное отношение к природе, вовлекать в посильную трудовую деятельность детей, направленную на сохранение и улучшение окружающей среды. Территория имеет спортивную площадку, площадку по обучению правилам дорожного движения, огород.
В обеспечении учебно-педагогического процесса используются следующие технические средства:
- компьютеры , принтеры, ксерокс;
- телевизоры, видеомагнитофон, DVD-плеер;
- музыкальные центры , радиомагнитолы;
- синтезатор.
Регулярно выписываются следующие периодические издания: журналы Дошкольное воспитание, Справочник старшего воспитателя, Управление дошкольным образовательным учреждением (с приложением), Музыкальный руководитель, Нормативные документы.
Структура среды, материально-техническое оснащение соответствуют предъявляемым требованиям, что позволяет обеспечивать эмоциональное благополучие детей, решать воспитательно-образовательные задачи и осуществлять всестороннее развитие личности воспитанников.
Филиалы отсутствуют.
ДОУ имеет доступ к сети интернет.
1.Обеспечение доступа в здание образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:
детский сад функционирует с 1967 года, располагается в двухэтажном здании. Конструктивные особенности здания не предусматривают наличие подъемников и других приспособлений, обеспечивающих доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Тифлотехника, тактильные плитки, напольные метки, устройства для закрепления инвалидных колясок, поручни внутри помещений, приспособления для туалета/душа, кровати и матрасы специализированного назначения в образовательной организации отсутствуют. Входная площадка имеет навес, звонок при входе. Здание оснащено системой противопожарной сигнализации и световым табло «Выход», видеонаблюдением. При необходимости инвалиду или лицу с ОВЗ будет предоставлено сопровождающее лицо.
Наличие оборудованных объектов для проведения практических занятий
В ДОУ имеются 5 групповых комнат, музыкальный зал, физкультурный зал.
Наличие оборудованных учебных помещений для использования инвалидами и лицами с ОВЗ :
Приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий, библиотек, объектов спорта, средств обучения и воспитания в ДОУ не имеется. Инвалиды и лица с ОВЗ небольшой и средней тяжести могут участвовать в образовательном процессе на общих основаниях. При необходимости инвалиду или лицу с ОВЗ будет предоставлено сопровождающее лицо.
Музыкальный зал, оборудованный необходимым материалом для проведения занятий с детьми.
Физкультурный зал, в котором имеется необходимый необходимый спортивный инвентарь, спортивное оборудование.
Наличие оборудованных библиотек
Библиотека
В ДОУ во всех 12 группах имеются библиотеки с детскими художественными книгами по возрасту детей, а так же в методическом кабинете имеется библиотека с методической литературой и периодическими изданиями по дошкольному образованию. Доступ свободный.
Наличие оборудованных объектов спорта
В ДОУ имеется спортивный зал и спортивная площадка, центры спорта и физкультуры в группах, оборудованные всем необходимым инвентарём, соответствующим правилам охраны жизни и здоровья детей, требованиям гигиены и эстетики.
Оборудование спортивного зала составляют:
- гимнастическая стенка ;
- гимнастическая доска ;
- гимнастические скамейки;
- мишени разных типов;
- стойки и планки для прыжков;
- пособия для выполнения физических упражнений (мячи, мешочки с песком, обручи, ленточки, палки гимнастические, кубики, погремушки, шнуры и др.);
- тренажёры;
– набор физкультурных пособий, состоящий из мячей, обручей, скакалок разных размеров;
– дополнительные физкультурные пособия в виде зрительных ориентиров (плоскостные дорожки, геометрические фигуры и т.д.);
– игровые детали-атрибуты (рули, нагрудные знаки).
Предусмотрено удобное размещение оборудования, чтобы дети имели возможность подходить к нему с разных сторон, не мешая друг другу.
Спортивная площадка имеет:
- яму с песком для прыжков в длину;
- стойки для игры в баскетбол; волейбол;
- ворота для игры в футбол;
- бревно для равновесия;
- лабиринт;
- дорожку для бега (30м);
- мишени разных типов.
Наличие оборудованных средств обучения и воспитания
Средства обучения и воспитания
Средства обучения наряду с живым словом педагога являются важным компонентом образовательного процесса и элементом учебно-материальной базы ДОУ. Являясь компонентом учебно-воспитательного процесса, средства обучения оказывают большое влияние на все другие его компоненты — цели, содержание, формы, методы.
печатные (методические пособия для воспитателей, книги для чтения воспитанникам, хрестоматии по возрастам, рабочие тетради по "Познавательному развитию", по "Речевому развитию", атласы РФ и мира, раздаточный материал);
аудиовизуальные - слайд-фильмы по всем видам деятельности, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях;
наглядные плоскостные - плакаты, карты настенные (в группах), иллюстрации настенные, магнитные доски.
демонстрационные -гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели в разрезе, модели демонстрационные;
учебные приборы - компас, колбы,т.д.);
тренажёры и спортивное оборудование- гимнастическое оборудование, спортивные снаряды, мячи, обручи и т.д.
Оборудование отвечает санитарно-эпидемиологическим нормам, гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям. Имеются сертификаты.
Сведения о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям
В целях качественного осуществления образовательной деятельности педагогам в МБДОУ обеспечен доступ к информационно-телекоммуникационным сетям и базам данных, который осуществляется с персональных компьютеров (ноутбуков, планшетных компьютеров и т.п.), подключенных к сети Интернет.
Сведения об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ обучающихся
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся в образовательной организации отсутствуют.